button 11   button 12

МБДОУ "Детский сад №77" г. Череповец

Результатых деятельности образовательной организации в статусе региональной  инновационной площадки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой».

Инновационный проект по теме «Консультационный пункт как форма организации совместной исследовательской деятельности детей и родителей».

 

Срок функционирования в статусе региональной инновационной площадки -май 2015 года – май 2018 года.

 

Справка об учреждении:Директор МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой» - Чебоксарова Лариса Валерьевна (04.02.1973 г.р.).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой», первое внешкольное учреждение в городе Череповце начало свою деятельность в 1936 году.

Образовательная деятельность Дворца направлена на выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности. Во Дворце осуществляют образовательную деятельность 4 образцовых детских коллектива: театр моды и костюма «Ренессанс», цирковая студия «Каскад», театр – студия современной хореографии «Сириус», семейный клуб «Основа». Среди старшеклассников  пользуются популярностью коллективы: студия социального творчества, литературное объединение «Таланты и поклонники», кинологическое объединение «Юпитер», «Фотик – ПРО» и многие другие. Ежегодно учащиеся ДДЮТ успешно представляют учреждение на конференциях, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Только в 2017 – 2018 учебном году 955 человек стали победителями международных и всероссийских мероприятий. Во Дворце успешно развивается ученическое самоуправление. Совет активов учащихся «ШАГ» работает по 4 направлениям: досуговое, информационное, оздоровительно – спортивное, социальное. Учреждение шагает в ногу со временем. С 2015 года в учреждении реализуется деятельность регионального инновационного проекта «Консультационный пункт, как форма организации совместной исследовательской деятельности детей и родителей». В 2017 году Дворец стал центром по работе с одаренными детьми в городе.

Ежегодно на базе учреждении проводится более 300 мероприятий различных направленностей, которыми охвачены свыше 10000 человек.

Естественнонаучная направленность является одной из ведущих направлений деятельности Дворца. На сегодняшний день по данному направлению в учреждении работают 8 объединений, реализуется  9 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, занимается 278 учащихся 8 - 17 лет. Ежегодно коллективы естественнонаучной направленности показывают высокие результаты в конференциях всероссийского и международного уровня: российском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура»; VIII всероссийской с международным участием научно - практической конференции «С наукой в будущее»; XXXII всероссийской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура»; всероссийском конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку»; российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура - Север»; международном Биос – форуме в г. Санкт – Петербург, всероссийском заочном конкурсе «Юный исследователь», X всероссийской научной экологической конференции школьников и студентов «Вода – источник жизни на Земле»; российском летнем турнире – конференции «Шаги в науку – Юг».

В связи с имеющимся опытом работы учреждения на различных уровнях по естественнонаучной направленности было принято решение об открытии в МБОУ «ДДЮТ» естественнонаучных лабораторий по биологии и физике.

Сайт учреждения: d11301.e35.ru

Суть инновационной работы.

С 2015 по 2018 год педагогический коллектив в составе 14 человек: (директор,  два методиста, педагог-психолог, педагог-организатор и 9 педагогов дополнительного образования)  работали над реализацией инновационного проекта по теме «Консультационный пункт как форма организации совместной исследовательской деятельности детей и родителей», цель которого - создание условий для развития исследовательских навыков учащихся через повышение педагогических компетенций родителей, прошедших обучение в Консультационном пункте по вопросам организации и проведения исследований. Реализация поставленной цели предполагала решение следующих  задач:

1. Разработать и внедрить модель консультационного пункта по организации и сопровождению совместной исследовательской деятельности детей и родителей.

2. Способствовать повышению профессиональных компетенций и развивать мотивационную среду для руководителей исследовательской и творческой деятельности учащихся.

3. Разработать рабочую тетрадь в электронном виде и методические рекомендации по её использованию.

4. Разработать методические рекомендации по организации совместной исследовательской деятельности детей и их научных руководителей (родителей, педагогов).

              В течение всего периода работа велась по следующим направлениям:

- групповые занятия для родителей по формированию родительской мотивации к совместному исследованию;

- обучение в Школе начинающего исследователя;

- индивидуальные консультации по написанию исследовательской работы;

- проведение конференций различного уровня, в том числе с участием всех учащихся консультационного пункта;

- разработка рабочих тетрадей для детей и родителей по организации и проведению исследований по  направлениям: фольклор и этнография, экология и биология, физика, включающие методические рекомендации по их использованию.

 

Целевая аудитория. Материалы, разработанные педагогическим коллективом, рекомендованы для использования учащимся 2- 5 классов, родителям (законным представителям), педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов образовательных организаций.

Результаты инновационной деятельности

В процессе реализации инновационного проекта были разработаны рабочие тетради по направлениям: фольклор и этнография, экология и биология, физика. Каждая рабочая тетрадь включает в себя «Обращение к родителям», правила работы с тетрадью,  список литературы и словарь основных терминов. Тетрадь содержит достаточноиллюстративного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей.  Выполняя различные задания, учащиеся учатся формулировать тему работы, ставить цели и задачи,  выбирать методы исследования, правильно оформлять работу, создавать презентацию, а также работают над формой публичного выступления.

Рабочая тетрадь «Уму разуму подспорье», направлена на формирование и развитие исследовательских навыков в области фольклора и этнографии, авторы-составители - Розова Лариса Евгеньевна, Крупышева Татьяна Сергеевна - педагоги дополнительного образования Дворца, утверждена Методическим советом учреждения 23.05.2017 г.). Для отработки исследовательских навыков учащимся предлагаются специальные тренинговые задания, которые разделены на два этапа – подготовительный и основной. Каждый блок заданий содержит комментарий для родителей. Выполняя задания на подготовительном этапе, ребенок получает основные понятия о том, как проводится исследование,  формирует необходимые навыки для самостоятельного исследования. На основном этапе учащийся развивает полученные навыки. Каждое задание содержит раздел «Оцени себя», направленный на рефлексию полученных знаний. Тетрадь предполагает большой блок приложений, в котором даны вспомогательные материалы для ребенка и ответы на некоторые вопросы, рекомендации по выбору темы исследования, образец написания исследовательской работы – для родителей.

Рабочая тетрадь «Исследователя природы», авторы – составители Видягина Людмила Васильевна, методист; Ляпкова Нина Ивановна, педагог дополнительного образования, направлена на проведение исследований в области биологии и экологии, утверждена Методическим советом учреждения 05.09.2017 г.). Заполняя тетрадь, юный биолог, учится формулировать тему исследования, правильно ставить проблему, знакомится с методиками полевых исследований, учится работать с простейшими реактивами, пользоваться микроскопом и другими приборами.Все темы в рабочей тетради содержат задания исследовательского характера, направленные на активизацию мыслительного процесса, на проверку полученных знаний.

Рабочая тетрадь «Физика вокруг нас», автор Ламанова Лидия Анатольевна, педагог дополнительного образования, утверждена Методическим советом учреждения 23.05.2017 г.).  Данная тетрадь разработана для учащихся 2-4 классов, приступающих к написанию первых исследовательских работ в предметной области физики. В тетради представлено достаточно дополнительных заданий для самостоятельной работы. В процессе работы ребенок учится пользоваться измерительными приборами, работать с электронным конструктором, изучает простейшие физические явления. Данное направление не было заявлено в программе инновационного проекта, оно является результатом анализа запросов родительской общественности и самих учащихся.

В течение периода реализации был разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя:

1. Материалы по проведению мотивационного периода:

- занятия с педагогом-психологом для родителей по теме «Формирование родительской мотивации», «Исследование с нуля или как правильно начать исследование», совместное занятие для детей и родителей «Интересы исследователя или карта интересов ребенка»;

- разработаны критерии и показатели Карты наблюдения за проявлением общих и специфических способностей детей;

- созданы и апробированы Карты наблюдения по направленностям (видам деятельности).

2. В рамках программы «Школа  начинающего исследователя» были разработаны:

- рабочие  тетради «Уму разуму подспорье», «Исследователи природы», «Физика вокруг нас»;

- сборник «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста», автор Крупышева Т.С., педагог дополнительного образования МБОУ ДО  «ДДЮТ»;

- сборник  «Рекомендации начинающему исследователю», автор  Видягина Л.В., методист МБОУ ДО  «ДДЮТ»;

- методические рекомендации по использованию рабочей тетради для педагога, авторы Крупышева Т.С., Розова Л.Е., Видягина Л.В., Ляпкова Н.И., Долганова Е.Ю., педагоги дополнительного образованияМБОУ ДО  «ДДЮТ»;

 - методическая разработка «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного учащегося», авторы Видягина Л.В., Ляпкова Н.И.;

-презентационные материалы консультации «Исследование с нуля или как правильно выбрать тему исследования. Отличие исследовательского проекта от исследовательской работы»;

- пакет документов по организации и проведению конференции «Мастерская исследователя».

Итогом обучения в «Школе начинающего исследователя» является выполненное и оформленное исследование (исследовательская работа).

Все разработанные материалы по реализации инновационного проекта «Консультационный пункт как форма организации совместной исследовательской деятельности детей и родителей»  представлены в электронном банке методических материалов учреждения.

       По итогам реализации проекта, 92 учащихся 2-6 классов являются победителями и призерами конференций различного уровня: муниципальных - «Алексеевские чтения», (2017, 2018 гг.),  «Открытие юных» (2017 г.), «Первая ступень в науку» (2018 г.),  «Я - исследователь»  (2017 г.);  региональных - «Молодая наука +» (2016, 2017 г.г); «Первое открытие» (2017 г.), «Первые шаги», «Росток» (2018 г.), «Юность. Наука. Культура» - Вологда (2017 г.); всероссийской конференции «Шаги в науку» (2018 г.), международной конференции научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке».

Опыт работы по реализации инновационного проекта был представлен педагогами на:

- всероссийском педагогическом Форуме «Образовательный потенциал России», выступление по теме «Создание условий для развития исследовательских навыков учащихся через повышение педагогических компетенций  родителей в рамках деятельности консультационного пункта»,  г. Москва (диплом 1 степени, 2016 г.);

- всероссийской конференции «Лучшие педагогические практики современного образования», Москва, Обнинск, (диплом 1 степени, 2017 г.);

- всероссийской конференции «Эволюционные и экологические аспекты изучения живой материи», выступление по теме «Адресное сопровождение учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью в естественнонаучном направлении на базе МБОУ ДО «ДДЮТ» (свидетельство, 2017 г.);  

- международной научно-практической конференции «Дополнительное образование: историческое наследие и перспективы развития (к 100-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей Российской Федерации)», доклад «Муниципальный центр по работе с одаренными детьми – интеллектуальный потенциал будущего» (апрель, 2018 г.);

- образовательной  научно-технологической (проектной) программе «Большие вызовы - 2017», Образовательный центр «Сириус».

С сентября 2017 года консультационный пункт  является одним из направлений работы городского Центра  по работе с одаренными детьми в городе Череповце.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Авторизация



Техническая поддержка

По всем техническим работам, связанным с функционалом сайта вы можете обратиться к программистам АОУ ВО ДПО "ВИРО": тел. 8(8172)75-78-19, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В письме указывайте тему "База данных об инновационном опыте"

По вопросам содержания

По содержательным вопросам, связанным с наполнением сайта вы можете обратиться к доценту кафедры управления АОУ ВО ДПО "ВИРО" Беляеву В.В.: тел. 8(8172)75-04-18, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В письме указывайте тему "База данных об инновационном опыте"